Две медсестры и полсанитарки в придачу.

27.10.2012
Есть ли решение кадровой проблемы у медицины области?

«Есть» — считает Александр Зубов, возглавляющий областной профсоюз работников здравоохранения. Что для этого нужно сделать? Об этом мы решили расспросить его подробнее.

Александр Владимирович, в октябре вы стали участником встречи губернатора региона с профсоюзными лидерами. Каковы ваши впечатления от состоявшегося разговора?

— В принципе, ежегодные встречи главы региона с профсоюзными лидерами ФПАО стали уже традиционными, хотя с Игорем Орловым в таком формате мы беседовали впервые. И сам факт того, что он согласился на предложение профсоюзов и пришёл к нам, говорит о том, что он настроен работать в режиме социального диалога.

Ключевой темой на этой встрече был вопрос заработной платы. Как сегодня в этом плане обстоят дела в здравоохранении региона?

— Несмотря на проводимую в настоящее время модернизацию здравоохранения, на первый план в регионе выходит проблема кадрового дефицита, которая напрямую связана с уровнем заработной платы медработников. Да, сегодня существуют федеральные выплаты в один миллион рублей по программе «Земский доктор», молодые врачи, приезжающие на село, получают «подъёмные», но эти меры не меняют общей тенденции, и кадровая проблема продолжает оставаться очень острой. Дефицит врачей, медсестёр, санитарок в большинстве лечебных учреждений области достигает 30–40%. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, в норме на одного врача должно приходиться 5–6 человек среднего медперсонала (медсестёр) и 3 работника младшего обслуживающего персонала. Тогда как в Архангельской области на одного врача приходится лишь две медсестры. И всего половина санитарки, как бы странно это ни звучало... Что, естественно, влечёт за собой увеличение нагрузок на работающий персонал и, соответственно, снижение качества и доступности медицинской помощи. Сегодня, есть такие случаи, даже в ведущих клиниках области уход за тяжелобольными и уборку палат вынуждены осуществлять родственники.

Что касается младшего обслуживающего персонала, то при начислении им зарплаты по схеме МРОТ + северные эти работники могут получить существенную прибавку к зарплате.

— Да, сегодня суды встают на сторону работников в этом вопросе, но, даже выиграв дело в суде, люди не могут получить заработанные деньги, так как фонд оплаты труда медучреждений остаётся прежним. Дополнительных денег на выплаты по судебным решениям руководителям взять просто неоткуда. В региональном бюджете денег на эти цели тоже нет — об этом губернатор говорил на встрече с профсоюзными лидерами.

В таком случае, есть ли какой-то выход?

— Выход один: необходимо совершенствовать систему оплаты труда медицинских работников. И это возможно сделать не только на федеральном, но и на региональном уровне. Тем более, что с 1 января 2013 года учреждения здравоохранения переходят на одноканальную систему финансирования через Фонд обязательного медицинского страхования. В этой системе не предусмотрено строгой структуры затрат. Финансовая наполняемость статей расходов на заработную плату, питание стационарных больных, медикаменты и пр. будет гибкой — сколько денег потратить на те или иные цели, главврач будет решать самостоятельно. Сегодня в здравоохранении нет единой системы оплаты труда, она строится в большей степени в зависимости от наличия финансов, носит распределительный характер, а меры по её совершенствованию имеют не системную, а точечную направленность. Поэтому, на мой взгляд, надо в первую очередь определиться с организацией труда и системой оценки труда медицинских работников. Отсюда и вытекают предложения профсоюза, связанные с решением таких вопросов, как формирование системы гарантий, которые должны быть обеспечены работнику.

Что, на ваш взгляд, должно стать первоочередной мерой?

— Необходима разработка системы базовых окладов по профессионально-квалификационным группам (ПКГ). Более того, очевидна необходимость утверждения базового оклада по 1 группе ПКГ (младший обслуживающий персонал) не ниже МРОТ. Для других категорий работников должна применяться система повышающих коэффициентов, тогда мы сможем соблюсти дифференциацию в оплате труда. И на это должны быть изысканы финансовые средства, иначе нам «не разрубить узел», когда сравнялась зарплата медсестры и санитарки. А с ростом МРОТ, на что сегодня нацелена государственная политика, ситуация ещё более усугубится.

Ну а возможности изыскать дополнительные финансовые средства сегодня существуют?

— В 2012 году «стоимость» региональной программы госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам составляет 6 млрд рублей, а в 2013 году планируется увеличить её финансирование более чем в два раза — порядка 13 млрд рублей. И для решения кадровой проблемы в отрасли эти средства нужно использовать на увеличение заработной платы медицинского персонала. При этом я считаю, что необходимо увеличивать гарантированную часть заработной платы. Сегодня в региональной системе здравоохранения она составляет всего 20,2%. Это очень мало. Для сравнения: в сфере образования на гарантированную часть зарплаты приходится 41%, а в системе соцзащиты её доля достигает 45%. В этом вопросе губернатор разделяет нашу точку зрения. На встрече с профактивом он подтвердил, что постоянная составляющая заработной платы должна быть не менее пятидесяти процентов. И в свете перехода бюджетников на «эффективный контракт» вопрос гарантированного соотношения постоянной и переменной частей заработной платы необходимо решать как можно быстрее.

Тем не менее, кадровую проблему необходимо решать в комплексе. Нужна не только достойная заработная плата и условия для реализации специалистом профессиональных знаний. Решение жилищной проблемы — ещё одна возможность удержать специалистов в нашем регионе.

— Да, и такая возможность у нас сегодня появилась. Это жилищно-строительные кооперативы, формируемые по отраслевому принципу. Для них стоимость квадратного метра жилья может быть ощутимо ниже — власти готовы идти навстречу. В июле в Правительстве области вышло постановление №309-пп, регламентирующее правила формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены таких ЖСК. В ходе переговоров, состоявшихся в региональном министерстве здравоохранения, я подтвердил свою готовность курировать вопрос создания ЖСК. И сегодня, для того чтобы ускорить процесс, необходимо создание комиссии, которая займётся приёмом заявлений от граждан, как это предусмотрено в постановлении Правительства. Надеюсь, что к ноябрю необходимые решения властью уже будут приняты.

Возврат к списку