Спасти рядовую первичку: Как будут реанимировать первичную медпомощь

Спасти рядовую первичку: Как будут реанимировать первичную медпомощь 23.09.2019
Эксперты в области здравоохранения вслед за президентом бьют тревогу: надо спасать первичное звено. (Это поликлиники, скорая, неотложка, женские консультации и другое.) Глава государства дал срок: конкретные предложения должны поступить до 1 октября. «Солидарность» побывала на одном из тематических «круглых столов» и выяснила, что принципиально новое вряд ли будет предложено: проблемы низких зарплат и нехватки кадров возникли не вчера. И те же профсоюзы давно предлагают свои рецепты, но...
Есть предложение

Относительно недавнее совещание президента Путина с членами правительства по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения, как видно, продолжает аукаться чиновникам и законодателям (см. «Солидарность» № 32, 2019). Что ни день, то новое высказывание. Правда, обычно в духе «да-да, президент прав, надо модернизировать, надо, товарищи». Конкретика, согласно поручению Путина, должна появиться до 1 октября. Но это у чиновников. А у профсоюзов она есть давно, о чем на круглом столе, состоявшемся в «Парламентской газете», напомнил зампред профсоюза работников здравоохранения Геннадий Щербаков.

– Пациентам не безразлично, в какие условия они попадают, а медработнику не безразлично, как оценивает его работу государство. И надо признать, что в российской действительности единой системы оплаты труда – нет. Сегодня зарплата напрямую зависит от экономического положения субъекта или муниципального образования. Отсюда все горести и беды, – утверждает профлидер.

Это подтверждают цифры, наложенные на реальность. Так, говорит Щербаков, по данным Росстата, средняя по России зарплата врача – примерно 79 тысяч рублей в месяц. Но в условиях острого дефицита кадров в отрасли очевидно, что если такие зарплаты и есть, то люди получают их, трудясь на несколько ставок. И профсоюз работников здравоохранения давно уже предлагает рассчитывать зарплату на ставку, а не на физическое лицо.

– Нужно возвращаться к единой отраслевой системе оплаты труда, – уверен Геннадий Щербаков. – И надо пересматривать соотношение компонентов в структуре зарплаты в сторону увеличения гарантированной части. Потому что в ряде субъектов она и сегодня составляет лишь 30%. А мы говорим, что должно быть 55 – 60%. Надо на уровне государства по должностям устанавливать минимальную гарантию, ниже которой субъект или лечебное учреждение платить не может. В этой связи нужно определиться: как формировать должностной оклад? Потому что сегодня в субъектах рассчитывают как бог на душу положит: одни учитывают квалификационную категорию, другие – стаж работы и так далее... От этого возникает деформация в системах оплат, и межрегиональная, и даже внутри одного региона.
Есть сомнения

Надо сказать, что собеседники Геннадия Щербакова часто кивали его словам, причем не дежурно, а подтверждающе. Что тут говорить: сенатор Татьяна Кусайко и депутат Юрий Кобзев сами в прошлом врачи, даже – главврачи. Проблемы в здравоохранении им давно и хорошо известны. Правда, член комитета Госдумы по охране здоровья Кобзев считает, что «изменение коэффициента совместительства, закрепление иного уровня процентного соотношения окладов – это вопрос не изменения федерального закона, а больше вопрос подзаконных актов». То есть дело не законодательной, а исполнительной власти. Тем не менее, по его словам, комитет «берет эти вопросы на контроль».

Юрий Кобзев, например, сомневается в пользе от запрета на совместительство (точнее, установления максимального его коэффициента на уровне 1,2, как предлагает Минздрав). Депутат опасается, что запрет при нынешнем дефиците кадров приведет к негативным последствиям:

– Мы и помощь не обеспечим, и увеличим возможность давления на медицинские организации со стороны контролирующих инстанций, – уверен Кобзев.

С ним согласна Татьяна Кусайко, которая полагает, что многое будет зависеть от закрепления молодых специалистов в системе. Кстати, тезис о необходимости вернуть послевузовское распределение сенатор не рассматривает. Для этого, по ее словам, придется менять Конституцию. А вот освободить медорганизации от налога на землю можно. Возможно, сэкономленные деньги пошли бы на увеличение зарплат.

– Геннадий Алексеевич затронул очень важную тему, и на открытии осенней сессии Госдумы Вячеслав Володин сказал, что нам необходимо в регионах проанализировать зарплату врачей в первичном звене без учета руководящего состава, – добавляет Юрий Кобзев. – Нам показывают среднюю статистику, вместе с зарплатами главврачей. А приезжаешь в регионы, с людьми пообщался, и тебе говорят, какова реальность. Поэтому нам председатель ГД сказал детально проанализировать именно зарплату конкретно работающего доктора. И необходимо ее доводить до уровня достойной зарплаты, чтобы было престижно идти в участковое звено. Сейчас почему-то все хотят быть узкими специалистами, [а не идти в первичное звено]...

Впрочем, на это «почему-то» ответил и сам Юрий Кобзев, и его коллеги по круглому столу. Причем давно и не только они. Ведь вряд ли совещание у президента 20 августа было первым подобным в истории вопроса?
Источник: Газета «Солидарность»

Возврат к списку