Три года на голодном пайке

11.09.2012
Роста зарплат бюджетников «в реальном выражении» в ближайшие три года не будет, если федеральный бюджет России на 2013-2015 годы примут в том виде, в котором он сейчас сформирован, заявил замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач. Однако президент Владимир Путин не устает повторять, что все обязательства по повышению зарплат и пенсий непременно исполнят, даже несмотря на возможный экономический кризис.

Работа над бюджетом в этом году стала настоящим испытанием для нового правительства, сформированного премьер-министром Дмитрием Медведевым. Министерства до сих пор не могут определиться с параметрами пенсионной реформы, не успевают писать государственные программы, которые должны стать основой расходной части бюджета, а тут еще приходится учитывать предвыборные обещания президента. При этом даже у бюджета Москвы, не говоря уже о регионах, просто нет денег на такое резкое повышение зарплат бюджетников по всей стране, которое обещал президент.

Напомним, что в ходе своей избирательной кампании Путин обещал уже в 2012 году довести зарплату педработников учреждений общего образования до уровня средней по региону. А в 2013 году - увеличить среднюю зарплату работников дошкольных образовательных учреждений до средней в общем образовании. И также повысить к 2018 году до средней по региону зарплаты преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений профобразования, педработников учреждений дополнительного образования, сотрудников учреждений культуры, работников соцобеспечения, среднего и младшего медперсонала. При этом средняя зарплата врачей должна к этому времени вырасти до 200% от средней по экономике региона.

После инаугурации нового президента эти обещания были преобразованы в первые указы Путина. И теперь, по расчетам Минфина, выполнение предвыборных обещаний президента о повышении зарплат работникам бюджетной сферы в 2013-2015 годах обойдется региональным и муниципальным бюджетам в 1,6 трлн рублей, которых у них нет и не будет.

Но и федеральному бюджету денег тоже не хватает: в понедельник, 3 сентября, состоялось заседание правительственной комиссии по бюджету, на котором Минфин, Минэкономики и Минтруда в очередной раз пытались сократить разрыв между социальными обязательствами власти и возможностями их финансирования. Итоги заседания публично объявлены не были, но по последним официальным данным, недостача бюджетных денег для финансирования социальных расходов составляла 138 млрд рублей. Еще 89 млрд рублей не хватает на бюджетный трансферт Пенсионному фонду России.

Судя по тому, что результаты обсуждения скрывают, скорее всего, чиновники так и не нашли чем заткнуть дыру в бюджете. И это при сохраняющемся профиците бюджета! А что будет, когда экономика России уйдет в дефицит из-за второй волны мирового кризиса?

Так кому должны верить бюджетники - Путину или Клепачу? Вырастут ли их зарплаты? Или нужно верить обоим, потому что номинально зарплаты вырастут, а реального роста не будет – все съест инфляция? Об этом «СП» рассказал старший научный сотрудник направления «Политэкономия и региональное развитие» ИЭП им. Гайдара Сергей Жаворонков.

- Повышение зарплат и пенсий имеет значение для населения только если его сопоставлять с коэффициентом инфляции в стране. Коэффициент инфляции в России официально составляет 9-10%. А реально для простого человека он достигает 15%. Потому что в официальный подсчет коэффициента инфляции включаются «люксовые» товары, которые дорожают намного меньше, чем те, что потребляет основная масса населения. К примеру, в стоимости «шестисотого» «Мерседеса» и так заложена огромная премия. Он может не подорожать даже при высокой инфляции. А стоимость услуг ЖКХ близка к реальности. То же самое - продукты питания. Они в полтора раза обгоняют рост официального коэффициента инфляции. Так что даже если зарплаты будут расти номинально, то реально они могут сокращаться.

«СП»: - Насколько можно понять, ключевые слова в заявлении Клепача о зарплатах, что они не будут расти «в реальном выражении». То есть номинально они могут вырасти, как и обещал Путин?

- На самом деле, по моему мнению, в ближайшие три года не будет ни реального, ни номинального роста зарплат бюджетников. А что касается реальных зарплат, то они в последние годы и так не растут. После кризиса началось даже небольшое их снижение. Правда, есть некоторое опережение коэффициента инфляции в части повышения пенсий. Именно этим спровоцирована 89-миллиардная недостача Пенсионного фонда и кризис пенсионной системы страны, которую чиновники сейчас собираются реформировать. Повышение пенсий два раза в год на уровень инфляции вызывает такую нагрузку на бюджет, которую он вынести не может.

«СП»: - Возможно вы окажетесь правы, и даже номинального роста зарплат бюджетников, по крайней мере, в следующем году, не будет. Ведь на расходы не хватает 138 млрд рублей. Где их взять - непонятно?

- Где взять – понятно, можно наращивать внешний государственный долг, который у России пока еще вполне допустимый. Сейчас внешний госдолг составляет около 8% ВВП. Еще порядка 15% - коммерческий. Это ниже, чем у большинства стран Евросоюза. Но стратегическое решение состоит в сокращении ненужных расходов бюджета и реформе пенсионной системы страны. В части пенсионной реформы нужно отказаться от так называемых «досрочных» пенсий (связанных с досрочным выходом на пенсию работников определенных профессий), которые у нас получает громадное количество населения. Например, работники ФСБ и прочих почтенных организаций. А в части бюджетных расходов нужно сократить дотации коммерческим предприятиям, на которые уходят огромные суммы из бюджета.

«СП»: - Большая часть повышения зарплат бюджетникам должна осуществляться за счет регионов, которые и без того едва сводят концы с концами. Значит ли это, что в одних регионах зарплаты поднимут, а в других нет?

- Такого не будет, несмотря на то, что сейчас повышение зарплат могут себе позволить не больше 10-15 самых высокодоходных регионов России. Потому что все остальные будут спонсироваться из федерального бюджета. К тому же, если в 90-х годах соотношение федеральных и региональных денег в социальных расходах регионов было 50% на 50%, то сейчас произошло увеличение до 65% на 35% - в сторону федерального бюджета.

«СП»: - Депутаты и профсоюзы предлагают установить минимальный размер оплаты труда (МРОТ) на уровне прожиточного минимума – сейчас он меньше на тысячу рублей. Влияет МРОТ на зарплаты бюджетников?

- Конечно, влияет, потому что тарифная сетка оплаты труда бюджетников привязана именно к МРОТ. Но его повышение, тем более всего на тысячу рублей, вряд ли может решить проблему низких зарплат бюджетников. Потому что наш МРОТ исчисляется весьма своеобразно – для штрафов и вычетов он один, а для расчета зарплат – другой. Повысить МРОТ – это одна из составных частей большой бюджетной бухгалтерии, которая сама по себе решающей роли не играет. А для того, чтобы реально поднять зарплаты бюджетников, нужно сократить бюджетные расходы, о чем я уже говорил выше. У нас больше 2 трлн рублей – пятая часть расходов бюджета – тратятся на дотации коммерческим организациям по статье «Национальная экономика». И если мы уберем эту статью, то сразу хватит и на повышение зарплат (1,6 трлн рублей), и на дальнейший рост пенсий (89 млрд рублей).

«СП»: - Все доходы бюджета наполовину зависят от поступлений от экспорта нефти и газа, которые в случае мирового кризиса могут упасть из-за снижения цен. Не обрушит ли это российский бюджет?

- Поступления от экспорта нефти и газа в доходах бюджета составляют около 60%. Но в условиях, когда валюты отвязаны от «золотого стандарта», и США с Европой печатают деньги в огромных количествах для спасения рынков и банков, нефть и газ фактически стали резервной валютой. И чем ближе кризис, тем больше сырья покупают мировые инвесторы и спекулянты для сохранения своих капиталов. Поэтому я считаю, что такой сырьевой стране, как Россия, беспокоиться не стоит – ее доходы не могут рухнуть из-за колебания цен на нефть. Колебания будут краткосрочные. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить 2009 год. Для России проблема не в потере доходов бюджета, а в том, чтобы научиться их рационально использовать.

• Источник:

• «Свободная Пресса»

Возврат к списку